ул. Скорины

Франциск Лукич Скорина

около 1490 — около 1551

— восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик.

Белорусский и восточно-славянский первопечатник, учёный, мыслитель, гуманист, переводчик и писатель эпохи Возрождения.

Родился в г. Полоцк в семье купца Луки Скорины. Первоначальное образование получил в Полоцке и, возможно, в Вильно. В 1504 поступил в Ягеллонский университет в Кракове, где в 1506 получил учёную степень бакалавра философии. В 1507—11 путешествовал, работал и учился в городах Западной Европы, был секретарём датского короля. В 1512 защитил в Падуанском университете учёную степень доктора «лекарских наук», имел также степень доктора свободных наук. При поддержке виленских горожан Якуба Бабича и Богдана Онкова образовал в Праге первое в истории белорусское издательство, где в 1517—19 выпустил 23 книги Библии под общим заглавием «Библия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем поспо-литым к доброму научению» (на старобелорусском языке). Вернувшись около 1520 в Вильно, оборудовал в доме Я. Бабича типографию”, здесь напечатал на церковнославянском языке «Малую подорожную книжку5? (около 1522) и «Апостол» (1525). Основание и развитие книгопечатания требовало от Ф. Скорины значительных материальных затрат, поэтому он вынужден был одновременно служить лекарем и секретарём у Виленского епископа и вместе с братом Иваном заниматься коммерческими делами в Варшаве и Познани. По косвенным данным в конце 1520-х годов побывал в Москве с целью заинтересовать русское правительство книгоиздательским делом, но не получил поддержки. Считают, что в 1525 Ф. Скорина выезжал в Витенберг (Германия), встречался с идеологами немецкой Реформации Ф. Меланхтоном и М. Лютером, однако из-за расхождения во взглядах вынужден был покинуть город; в 1530 по приглашению герцога Альбрехта Гогенцоллерна посетил Кёнигсберг (возможно по делам книгопеча-танья). Около 1535 выехал в Прагу, работал королевским ботаником, где и умер. Свои издания Ф. Скорина сопровождал предисловиями и послесловиями, в которых рассматривал и оценивал познавательно-просветительские и художественные достоинства библейских произведений, высказывал свои социально-философские, морально-этические и эстетические взгляды. Не отрицая религиозной роли Библии, широко показывал её светское, просветительное и воспитательное значение. Его издания отличаются высокими полиграфическими и художественными качествами, сочетающими черты древнего белорусского украшения рукописных книг с достижениями графики эпохи Возрождения. Они выделяются практичностью формата, мастерством набора, использованием различных шрифтов, больших рамочных инициалов, гравюр, заставок, виньеток. Издательская и просветительская деятельность Ф. Скорины — выдающегося представителя ренессансного гуманизма — во многом определила национальную специфику белорусской культуры эпохи Возрождения, существенно воздействовала на её дальнейшее развитие (расширение книгопечатания, реформационное движение, творчество Сымона Будного, Василия Тя-пинского, Симеона Полоцкого и др.), стала важным условием развития белорусской литературы и других видов искусства.

Имя Ф. Скорины носят типография издательства «Наука и техника» в Минске, типография в г. Полоцк, педагоги- 5 ческое училище в Полоцке; в Полоцке ему поставлен памятник; его именем названы улицы в городах Витебск, Минск (и переулок), Несвиж, Орша, Полоцк (и площадь), Слуцк, в г. п. Шарковщи-на. В 1967 учреждён диплом им. Ф. Скорины, который вместе с юбилейной медалью Ф. Скорины ежегодно присуждается победителям Республиканского конкурса по искусству книги. [4]


Улица на карте: