ул. Добролюбова

Добролюбов Николай АлександровичДобролюбов Николай Александрович

5.2.1836 — 29.11.1861

— русский литературный критик, публицист, революционный демократ.

Родился в г. Нижний Новгород (ныне г. Горький). Окончил Главный педагогический институт в Петербурге (1857). Сотрудничал в журнале «Современник». В статьях, опубликованных в 1858, обосновал свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды, проникнутые духом воинствующего демократизма. В статьях, опубликованных в 1859—60 («Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесах А. Н. Островского), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»)], клеймил крепостничество, деспотизм, осуждал бездействие, безволие, верил, что в русской жизни и литературе появится новый герой — деятель и борец. Критиковал теорию «искусства для искусства», отстаивал принципы реализма и народности литературы, её высокую гражданственность, высшим критерием деятельности художника считал служение обществу. Был одним из предшественников революционного народничества. В. И. Ленин указывал, что Н. А. Добролюбов дорог «…всей образованной и мыслящей России…» как «…писатель, страстно ненавидящий произвол и страстно ждавший народного восстания… против самодержавного правительства» (Поли. собр. соч. Т. 5, с. 370). В статье «Черты для характеристики русского простонародья» (1860) и др. предвидел социальное и культурное возрождение белорусского народа, высмеивал и отбрасывал официозную мысль о «забитости» белорусского крестьянства: «Не знаем, в какой степени ложно это мнение, потому что не изучали специально белорусского края; но поверить ему, разумеется, не можем. Целый край так вот взяли да и забили,— как бы не так! Это так же, как итальянцев забили, расслабили, лишили любви к родине и к свободе!.. Посмотрите-ка теперь на них… Во всяком случае, вопрос о характеристике белорусов должен скоро быть разъяснён трудами местных писателей. Посмотрим, что ещё скажут сами белорусы». Его идеи повлияли на становление мировоззрения белорусских революционных демократов К. Калиновского, Ф. Богушевича, Тётки, Я. Купалы, Я. Коласа и др. Пропаганда его эстетики после Октябрьской революции содействовала становлению советской литературно-художественной критики, утверждению принципов реализма, идейности и народности искусства, его социальной действенности. Похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде (на Литературных мостках). [4]


Улица на карте: